Посмотреть перечень статей
или вернуться к содержанию сайта.

Статья из сборника "СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(К 75-летию Ленинградской области),
Комитет общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области, СПб, 2002.


ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Г.И. Карташова, директор Мгинской специальной (коррекционной) школы-интерната для слабовидящих детей.


     50 лет назад, в 1951 году решением Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся в нашей области была создана первая специальная школа-интернат для обучения слепых и слабовидящих детей. Школа располагалась в деревне Лезье в 10 километрах от пос. Мга и носила название "Лезьевская школа-интернат для слепых детей". Она принимала на обучение слепых и слабовидящих детей из Ленинградской, Псковской, Новгородской областей и других близлежащих регионов. Школа давала знания в объеме неполной средней (7-, а затем 8-летней) школы. В одноэтажных деревянных зданиях с печным отоплением располагались учебные классы, спальни, столовая. Учащиеся школы помогали в хозяйственном обслуживании школы, работали в школьных производственных мастерских по изготовлению мочальных швабр. Первый директор школы-интерната А.И. Зайцев организовал обучение первой группы учащихся с сентября 1951 года.

     С 1964 года второй директор школы-интерната И.М. Белоусов начал строительство нового здания по типовому проекту на месте не восстановленной после Великой Отечественной войны дер. Погорелушки в 3 км от ст. Мга. В 1968 году Лезьевская школа-интернат переехала в новое здание и была переименована в Мгинскую специальную среднюю школу-интернат. С этого года в школе стали обучаться только слабовидящие дети, а школа получила статус полной средней школы с 12-летним сроком обучения.

     С 2001 года в школе обучаются снова и слепые и слабовидящие дети.

     Cтановление нашей школы-интерната как коррекционного учреждения неразрывно связано с кафедрой тифлопедагогики дефектологического факультета (теперь факультета коррекционной педагогики) ЛГПИ (теперь РГПУ) им. А.И. Герцена. В Лезьевскую школу-интернат неоднократно приезжали ученые-тифлисты Б.И. Коваленко, Н.Б. Коваленко.

     Педколлектив интерната постоянно пополнялся выпускниками кафедры. На базе школы проходили практику студенты и аспиранты кафедры: Феоктистова В.А, Литвак А.Г., Виноградов Ю.И. и др. В нашей школе начинали свою трудовую деятельность бывший директор школы-интерната № 1 Санкт-Петербурга Моргайлик А.В. и сотрудник кафедры кандидат педагогических наук Моргайлик Л.И., директор Назийской спецшколы-интерната, заслуженный учитель РФ Гордей Ю.М. Многие педагоги, начинавшие свой педагогический путь в Мгинской спецшколе-интернате, сегодня продолжают работать в двух спецшколах города Санкт-Петербурга или в других учебных заведениях города и области.

     Сейчас коллектив нашей школы составляют 70 человек. Из них – 38 педагогов, 3 медработника, библиотекарь, психолог, социальный педагог. 2 бухгалтера, обслуживающий персонал. Коллектив стабильный. Из 38 педагогов трое работают в нашей школе более 30 лет, 7 человек – более 25 лет, 7 чел. – более 20 лет, 8 – более 15 лет, 5 – более 10 лет. Из тех педагогов, кто вышел на пенсию из нашей школы, большинство отработали у нас более 20-30 лет (Шилкина Е.Ф., Завьялова Л.А., Канн Е.А., Савельева А.А.). Даже среди обслуживающего персонала у нас есть работники со стажем более 20 лет: только в нашей школе медсестра Алексеева В.Ф. проработала 28 лет, врач Коновалова Н.А. – 22 года, технический работник Чупрунова Н.Б. – 31 год.

     Большинство педагогов школы – это выпускники ЛГПИ им. А.И. Герцена. Сейчас в школе работают 22 герценовца, в том числе 10 выпускников факультета коррекционной педагогики и трое – спецкурса тифлоотделения. 12 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 9 – первую. Белоусова Н.М. отмечена знаком "Отличник образования".

     Последние 10 лет педколлектив работает над методической темой "Социальная реабилитация и профориентация слабовидящих учащихся в процессе учебно-воспитательной работы". В соответствии с перспективным планом отдельные вопросы изучаются через семинары, цикловые методические объединения, индивидуальные методические темы; опыт работы обобщается на педсоветах, педчтениях. В практике работы педколлектива – проведение творческих педсоветов-деловых игр.

     За последние семь лет почти ежегодно педагоги выступали на конференциях на кафедре тифлопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена. В сборники материалов конференций вошли 14 публикаций наших педагогов, обобщающих свой творческий опыт практической работы со слабовидящими детьми.

     Сегодня в школе-интернате обучаются 130 детей с тяжелыми нарушения зрения, в том числе 19 сирот. Из всего состава учащихся 85 – инвалиды по зрению с детства. В последние годы значительно усложнилась зрительная патология учащихся, резко увеличилось число сопутствующих заболеваний, особенно неврологических. С каждым годом растет число детей-сирот. Коллектив школы-интерната стремится организовать учебно-воспитательный процесс с учетом зрительной патологии и общего состояния здоровья ребенка.

     Медицинским персоналом проводится необходимая лечебно-профилактическая и медико-коррекционная работа с учащимися, поддерживается постоянная связь с лечебными учреждениями области и города для своевременной консультации и лечения школьников. В 1999 году наша школа представила на конкурс программу "Компьютеризация медико-реабилитационного и психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе слабовидящих" и получила грант Сороса на приобретение аппаратуры. С января 1999 года в школе действует кабинет функционального биоуправления (ФБУ) по коррекции зрения учащихся (врач Коновалова Н.А., медсестра Степкина Л.А.).

     С 1975 года по инициативе директора Гордея Ю.М. и завуча Мяконьких А.К. в школе был введен факультативный курс "Основы лечебного массажа" За это время 451 учащийся получил свидетельство массажиста. 164 из них – с отличием. Большинство выпускников в дальнейшем связали спою жизнь с медициной. С 1996 года школа сотрудничает с медучилищем № 2 г. Санкт-Петербурга. Наши выпускники поступают в это училище в группы массажистов для инвалидов по зрению.

     Последние три года наши выпускники поступают учиться на факультет коррекционной педагогики (кафедра тифлопедагогики) РГПУ им. А.И.Герцена.

     Областная школа-интернат должна готовить своих учащихся и к сельхозтруду. На пришкольном участке, который обрабатывается учениками весной и осенью, мы выращиваем овощи к школьному столу. Ежегодный урожай собираемых овощей (картофель, капуста, щавель, свекла, брюква, помидоры, кабачки) и ягод (черная смородина) оценивается на сумму свыше 2 тыс. рублей.

     Традиционно наши ученики занимаются техническим и обслуживающим трудом. Мальчики осваивают не только программный материал, но и выполняют практические задания по ремонту мебели, дверей, приучаясь к повседневной заботе о школе как о своем доме. Девочки на уроках обслуживающего труда получают знания, умения и навыки по приготовлению пищи, домашних заготовок (с использованием урожая с пришкольного участка), шитью, ремонту и перешиванию одежды, вязанию. вышивке. Их руками изготавливаются сувениры для сотрудников школы, гостей, родителей, выполняются работы по ремонту постельного белья, одежды воспитанников.

     В нашей школе дети не только учатся, но и живут в течение 9 месяцев года. Поэтому важная сторона – организация быта и досуга учащихся. Бытовая жизнь школы регулируется системой школьного самоуправления, начало которой было положено в 1974-75 гг. Мяконьких А.К.. Кузнецовой В.П., Колесниковой С.Г. Со временем формы и методы работы меняются, но суть остается прежней: школьники должны учиться руководить и подчиняться, учиться организаторским навыкам и чувству ответственности за порученное дело.

     В ноябре 1998 года наша школа принимала участие в семинаре глав администраций района, который проходил в п. Мга. Руководители района присутствовали на заседании Совета лидеров школы, познакомились с принципами школьного самоуправления (руководитель Долгина Т.В. ) .

     В школе разработана программа организации досуга (автор – Черкасова Е.В.) по тематическим неделям, в которой принимают участие все ученики и педагоги. Каждая неделя года имеет свое название-девиз, свое направление работы: "Операция "Уют", "Если хочешь быть здоров", "Здравствуй, Дедушка Мороз", ''Милые красавицы России". "Земля – наш дом". "Науки юношей питают" и т.д. И по каждой теме учащиеся готовятся или участвуют в конкурсах, представлениях, викторинах, выезжают на экскурсии в Санкт-Петербург, города и поселки области, изучают свой поселок Мга.

     Традиционно большое внимание уделяется художественной самодеятельности. Хор, кукольный кружок, драма, танцевальные коллективы школьников отмечались на районных, областных и зональных смотрах самодеятельности. Постоянный вот уже в течение 27 лет руководитель хора Н.М. Белоусова, руководитель кукольного театра тоже со стажем 27 лет Т.В. Новиченко, энтузиаст драматических постановок классики ветеран школы В.В. Князева способствуют развитию творческих способностей школьников.

     В 1978 году по материалам работы поисковой группы школы (рук. Иванова Н.Н.) была создана комната боевой славы, получившая в 1983 году статус "Школьный музей 18-й Мгинской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии". Совет музея (рук. Суровина В.И., Годлевская О.Ф., затем Комкова С. А.) ведет переписку с ветеранами, организует встречи с ними, поездки с учащимися по местам боев. Активную туристическую работу ведут воспитатели А.И. Пугачев и Н.А. Слесаренко. Наши ученики объездили Крым, Кавказ, бывали в средней полосе России, на Карельском перешейке и в Карелии, посещали фестивали бардовской песни, участвовали в лыжных и лодочных походах. В течение учебного года учащиеся занимаются в секциях физической подготовки, волейбола, спортивных игр, шахмат и шашек. Победители внутришкольных соревнований принимают участие в районных соревнованиях. Важным условием существования школы-интерната являются бытовые условия жизни и работы детей школы.

     Много сил и заботы вложил в улучшение материальной базы школы В.Т. Тарасов, директор с 1988 по 1999 гг.: отремонтирована котельная, оборудована школьная баня с сауной. Ежегодно проводится косметический ремонт здания школы, идет замена старой мебели на новую.

     С 2001 года улучшилось материальное обеспечение школы-интерната. Комитет общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области регулярно выделяет значительные средства, на капитальный и текущий ремонт здания школы-интерната, приобретение мебели и оборудования.

     С 1999 года мы сотрудничаем с Международным центром "Примирение" (Германия–Россия). На базе школы в летний период проводятся немецко-русские молодежные лагеря по уходу за воинскими захоронениями на территории Кировского района. Германская сторона оказывает интернату благотворительную помощь: подарки, игрушки детям, денежные средства, которые используются на укрепление материально-технической базы школы.

     Наши воспитанники учатся в школе-интернате 12 лет. За это время они вырастают, взрослеют. Мы даем им знания, обучаем жизненно важным и необходимым приемам и навыкам, готовим к жизни и выбору профессии. И всегда стремимся воспитать их добрыми, честными и справедливыми людьми.

     Результат нашей работы – выпускники всех прошедших с основания школы-интерната 50-ти лет; работники промышленности и сельского хозяйства, врачи и медсестры, массажисты лечебных учреждений и спортивных команд, педагоги (среди которых директор спецшколы для слепых и слабовидящих детей, заслуженный учитель РФ, выпускник 1969 г. Мардаголимов А.Г.), культработники, предприниматели, техники, служащие, экономисты, инженеры-программисты. Подавляющее большинство – состоявшиеся личности, нашедшие свое место в обществе.


     Вернуться в начало статьи.
Далее можно посмотреть перечень статей
или вернуться к содержанию сайта.

Используются технологии uCoz