Посмотреть перечень статей
или вернуться к содержанию сайта.
Высоцкая Любовь Алексеевна,
заведующая Тифло-библиографическим отделом Санкт-Петербургской
государственной библиотеки для слепых (СПбГБС),
тел.: (812) 232-68-55,
E-mail: tiflo@gbs.spb.ru
Тифлология – это система знаний о слепых: психологических, медицинских, юридических, педагогических, исторических, социологических. Она начала складываться в конце 18 века на Западе: во Франции, в Германии, в Америке, развитие свое получила в 19 веке, а полностью сложилась лишь в 20 веке.
Основоположником этой науки я бы назвала Валентина Гаюи, который не только один из первых создал педагогическую систему обучения и воспитания людей с дефектами зрения, разработал методы трудового обучения и музыкального воспитания незрячих, но и заложил основы тифлотехники. Его заслугой является создание способа печатания книг рельефно-линейным шрифтом и прибора для письма слепых, первого рельефного глобуса и способа печатания рельефных географических карт. Но самая важная заслуга Гаюи в том, что он сумел повернуть общественное сознание к трудностям, несчастьям и жизни людей, лишенных зрения. Вслед за французским философом-энциклопедистом Дени Дидро, издавшим в Париже в 1749 году книгу "Письмо о слепых в назидание зрячим", где он убедительно показал способности незрячих к различным видам деятельности и возможности овладения ими различных сложных профессий, – Гаюи старался накопить опыт личных наблюдений за жизнью незрячих, проявивших незаурядные способности в той или иной отрасли. Большую ценность для Гаюи представляли и новые материалы о психофизических особенностях познавательной и трудовой деятельности, о художественных способностях и этике поведения незрячих, которые Дидро тщательно собрал в результате непосредственного общения с ними.
До 18 века мир не знал учебных заведений для незрячих. Не существовало ни теории, ни опыта приобщения их к систематическим знаниям и трудовым навыкам. Но среди слепых были люди, проявившие свои способности в самых удивительных отраслях человеческой деятельности. Древнегреческий философ Дидим Александрийский изобрел специальный способ письма для незрячих: на дощечках, покрытых воском, тонкой палочкой он выводил текст и свободно различал эти надписи при помощи осязания. Профессор Кембриджского университета, преемник Ньютона, Николай Саундерсен сконструировал прибор, дающий возможность производить вычисления с многозначными числами без участия зрения. Разносторонне одаренная парижанка Мелани де Салиньяк достигла такого совершенства в применении осязания, что Дидро заметил: "Я не сомневаюсь, что она была бы отличным наборщиком". Результаты, достигнутые этими людьми служили как подтверждением возможностей незрячих, так и служили примером, на которые можно было ориентировать воспитанников при их обучении.
В период поиска педагогических методов применительно к слепым, Гаюи был очевидцем выступления в Париже ослепшей в детстве венской пианистки Марии Терезии Парадис. Ученица знаменитых музыкантов того времени Л. Кожелуха и А. Сальери, она предприняла в 1784-1785 г.г. большое концертное путешествие по европейским столицам, где не только играла, но и пела, выступала с собственными сочинениями. Все средства, собранные в концертной поездке, Парадис передала Парижскому институту для слепых детей. В Вене она организовала музыкальную школу для зрячих девушек, где она одновременно выполняла роль педагога, воспитателя, директора. Уже один только этот пример вдохновлял Гаюи на решительные действия по созданию первого в мировой истории учебного заведения для незрячих.
Для нас необычайно интересно проследить весь процесс его рождения. Но прежде несколько слов о самом Валентине Гаюи. Он родился 13 ноября 1745 года в деревне Сен-Жюст близ Альена в семье бедного крестьянина-ткача. Отец, обремененный налогами, не мог платить за учение двух сыновей, Валентина и Рене-Жюста, и образованием занялись монахи местного монастыря. Интерес к иностранным языкам, рано пробудившийся у Валентина Гаюи, определил выбор его жизненного пути. Испытывая трудности и лишения, он смог получить в Париже высшее образование и добился места переводчика в министерстве иностранных дел. Одаренного молодого человека ждала блестящая карьера правительственного чиновника. Кроме живых европейских языков Валентин владеет латынью, греческим, древнееврейским, читает на восточных языках. Он счастливо женат, у него дочь и сын. Казалось бы, жизнь устроена, но он ищет нового. В автобиографических записках, написанных в конце жизни, он упоминает, что создал собственный метод чтения, пригодный для любого языка. А идея оптического телеграфа заняла его воображение на многие годы.
Не менее одарен и старший – Рене Жюст. Он стал одним из основоположников кристаллографии, всемирно известным ученым в различных областях науки: физика, минералогия, ботаника, автором учебников и научных открытий. Рене был избран почетным профессором Сорбонны, иностранным членом Российской Академии Наук – в 1806 г., позже он становится членом академий наук Берлина, Мюнхена, Стокгольма, Лиссабона, Английского Королевского общества и 19 научных обществ разных стран. Долго бы пришлось перечислять звания и заслуги этого человека. Но нас особенно волнует то, что всю жизнь этот великий ученый жил очень скромно и всегда помогал своему брату Валентину, который посвятил свою жизнь изысканию способов, с помощью которых можно было бы облегчить участь тех, кто беден и страдает физическими недостатками.
Валентин собирает редкие книги о жизни слепых. Постепенно у него зреет мысль о том, чтобы по примеру аббата д'Эне и Сикара, начавших обучение глухонемых, начать учить слепых, делать их трудоспособными. Как-то на одном из бульваров Парижа, понаблюдав за жалким оркестром слепых нищих, потешавших толпу, он обратил внимание, как они на ощупь различают монеты. Валентин серьезно задумался: а нельзя ли развить осязание и слуховые способности слепых. Так у него возникает план основания учебного и ремесленного заведения для слепых, но не для исключительно одаренных натур и не для детей состоятельных родителей, а для массы обездоленных, подчас лишенных каких бы то ни было способностей. Но нужны деньги. Благотворительное общество, когда он обращается – отказывает ему. Тогда он решает испробовать свой метод на одном ученике. Им стал 17-летний слепорожденный нищий мальчик Франсуа Лезюэр. Он встретил его на паперти одной из парижских церквей, где Франсуа просил милостыню, чем кормил себя и родителей. Валентин заключает с ними договор: он обязуется из своего скудного жалованья выплачивать родителям Лезюэра сумму, равную той, которую он выручал ежедневно на паперти. Беспримерные условия приняты.
Гаюи учит Франсуа чтению, письму, арифметике, игре на рояле, ремеслам. У юноши появляется не только интерес, но и тяга к знаниям. Молва об успешном обучении слепорожденного распространяется в Париже. Гаюи приглашают продемонстрировать успехи его подопечного. На вечерах делают сборы, и Валентин берет их, надеясь скопить средства для полного осуществления своей идеи. Его принимают даже в Версале, где он демонстрирует способности своего ученика. Король Людовик 16 и королева Мария Антуанетта восхищены. Валентину назначают пенсию. В январе 1786 г. Валентин Гаюи является в совет недавно образованного Человеколюбивого общества. Он просит членов совета принять собранные им деньги при условии, что впредь будет иметь возможность обучать еще 12 слепых детей. Так возникает учебное заведение "Приют слепых тружеников".
В конце 1786 года оно преобразуется в первый казенный институт для слепых. Согласно королевскому указу в нем должно обучаться 30 человек, но очень скоро число воспитанников достигает 120 человек. В чем же заключался метод Гаюи? Он полагал, что необходимо обучать слепого собственным трудом зарабатывать средства к существованию. На первом плане он ставил обучение слепых доступным ремеслам, музыке, чтению и письму с помощью выпуклых литер, арифметике, географии, языкам. Все это изложено в его сочинении, изданном в 1786 г. "Опыт обучения слепых". На обложке этой монографии указано: "Напечатано слепыми детьми".
Наборное ремесло также входило в план обучения слепых, а своя типография была источником дохода института. Гаюи придумывал различные способы, чтобы спасти свое заведение; он организовал типографию, оркестр из воспитанников, принимал всевозможные ремесленные заказы. Он отдал все свои сбережения и влез в долги, которые потом ему и его брату Рене пришлось выплачивать до конца жизни. Число пансионеров института увеличивалось, а средств – не хватало.
В 1801 году Институт слепых тружеников был слит с богадельней для слепых. Эта мера, предпринятая правительством для экономии, полностью разрушила дело Гаюи – занятия ремеслами упразднялись, обучение сокращалось. Будучи не в силах наблюдать, как гибнет его дело, Валентин Гаюи покидает богадельню вместе с девятью слепыми учителями и мастерами. Вскоре он открывает небольшую частную школу для слепых и глухонемых. Он занят изобретением новых конструкций, но у него нет ни средств, ни возможностей. И вдруг мелькает луч надежды: Гаюи получает приглашение из далекой России как учитель слепых. Император Александр I, не желая отстать от моды, поручил своему посланнику в Париже начать переговоры с Валентином Гаюи. Осенью 1803 года он составил проект "Об основании в Петербурге заведения для полезного занятия слепых, по примеру учрежденных уже во Франции заведений в пользу людей, столь несчастных и достойных сожаления".
Гаюи предполагал провести в России год и за это время обучить русских преподавателей и 50 слепых детей. Он счел необходимым заготовить предварительно в Париже приборы и аппараты для обучения слепых: типографские станки, рельефные глобусы, географические карты, приборы для ремесленных производств, ноты, аппараты для письма и т.п. Гаюи напоминал, что к его приезду необходимо составить списки 50 слепых воспитанников: один должен включать детей из обеспеченных семей, способных оплачивать их содержание и обучение, второй - неимущих, которых придется содержать за казенный счет. Он представил также смету расходов на будущий институт. Доверчивость и скромность не позволяли ему сразу решить вопрос о вознаграждении, он оставлял его открытым, "всецело полагаясь на милость императора".
Слух о поездке Гаюи из Франции в Петербург опережает его на пути. Прусский король принимает его в Шарлоттенбурге. Берлинская Академия наук назначает специальное заседание, где Гаюи демонстрирует успехи своего слепого ученика Фурье, едущего с ним. Будущий король Франции Людовик 18, пребывающий в изгнании в Минтгаве, устраивает прием в честь Гаюи и его ученика и обещает по заслугам оценить его, когда вернется на престол. Придет час и король-изгнанник выполнит свое обещание, когда во Франции воцарится мир. Три короля – Людовик XVI, Фридрих Вильгельм III и Людовик XVIII, с которыми Валентину Гаюи довелось встречаться, оставили в истории просвещения незрячих добрые знаки прямой поддержки его начинаний и не дали умереть в зародыше делу образования и воспитания обездоленных и лишенных зрения, сделав учебные заведения для них в своих странах государственными. В сентябре 1806 года Гаюи с семьей и слепым учеником Фурье прибывает в Петербург. Ему уже 61 год, но он полон надежд. В честь Гаюи устраиваются приемы, вечера, где опять-таки демонстрируются успехи Фурье, но уже нет денежных сборов: ведь Гаюи – гость императора.
Можно долго перечислять все письма и прошения, с которыми обращался Валентин к Александру I, но проще указать на их основной итог: пробыв в России не год, а 11 лет, Гаюи однако, так и не был принят императором. Увлечение монарха новой идеей быстро прошло. Охладело к обучению слепых и высшее общество Петербурга. Сразу по прибытии в Петербург Гаюи начинает испытывать материальные трудности. Длительная дорога поглотила все его сбережения. Обеспеченной квартиры и экипажа – тоже нет. После неоднократных прошений министр просвещения выделяет изредка некоторые суммы. Очень медленно идет организация нового института. Не сложились отношения и с будущим приемником титулярным советником Бушуевым, который знаком с воспитанием слепых лишь по газетной статье, но это его ничуть не смущает. Приходят к Гаюи и добровольцы – учителя, проникшиеся его идеей и желавшие посвятить свою жизнь благородному делу обучения слепых. Студент педагогического института Галич берется обучать слепых чтению, письму, грамматике. Французский эмигрант, принявший русское подданство, Луэ готов преподавать слепым музыку. Правда, вопрос об обучении слепых музыке требовал обсуждения – Гаюи считал его одним из основных предметов.
Итак, учителя есть, но нет списков слепых детей. Из канцелярии министерства просвещения Гаюи получил ответ: в России нет слепых детей. Ошеломленному Гаюи пришлось искать их... В богадельне близ Смольного он находит около сотни слепых детей. Он готов не только учить их, но и кормить завтраком и обедом за свой счет. Но и эта просьба остается без ответа. В конце концов, он собрал несколько слепых детей, рассеянных в частных домах, из бедных семей. Снабдил их едой, постелями и начал обучать. Лишь осенью 1807 года Александр I утвердил штат института, но только на 15 человек. Фурье, Галич и Луэ ревностно помогают Гаюи. Даже с пристрастием проведенная летом 1808 г. ревизия отмечала, что слепые воспитанники обучены чтению, письму, истории, географии, языкам, печатанию, музыке, пению и разным ремеслам: плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, наборному делу.
Условия быта и занятия в институте оставляли желать лучшего, но ничто не могло помешать стремлению учеников осваивать грамоту и ремесла. Среди учеников Гаюи хочется назвать Анну Тимофеевну Измайлову, слепую помещицу 49 лет, которая приехала в Петербург из Валдайского уезда Новгородской губернии. По уставу в учебное заведение принимали только лиц мужского пола, поэтому Гаюи принял Измайлову в своем доме вместе с сопровождавшей ее дворовой девушкой Дарьей. Через 8 дней она уже набирала рельефную книгу под его диктовку. Свидетельство о добрых делах русской незрячей ученицы Валентина Гаюи хранится в нашей библиотеке. Это напечатанная в 1825 году книга "Правило честному и животворящему Кресту Христову". Незадолго до отъезда из России Гаюи издал брошюру в 1817 году "Краткое изложение, служащее проспектом второго издания Опыта по воспитанию слепых ". Этот краткий очерк как бы суммирует результаты его трудов в области воспитания слепых. Цель задуманных им институтов слепых тружеников он сводит к таким положениям:
Эти идеи, вдохновлявшие Валентина Гаюи всю жизнь, звучат современно и злободневно и сегодня. В них замечательно сконцентрированы все основные приоритеты современной тифлологии.
Теперь это – область дефектологии, объединяющая науки о слепых и слабовидящих: такие как - тифлопсихология, тифлопедагогика, тифлотехника. Эта система знаний включает также социологический, медицинский, исторический аспекты. В связи с развитием теоретических основ тифлологии и совершенствованием социальных и производственных условий жизни лиц с глубокими нарушениями зрения проявляется тенденция отпочкования новых направлений науки. Так, например, приобретают самостоятельный научный статус дошкольная тифлопедагогика, происходит интенсивное накопление знаний в области социальной тифлопсихологии. До недавнего времени тифлология развивалась преимущественно как система знаний, связанных с обучением и воспитанием слепых и слабовидящих детей. Но жизнь продиктовала необходимость расширить круг вопросов, изучаемых тифлологией за счет организации специальных исследований различных аспектов жизнедеятельности взрослых инвалидов по зрению. Научное значение этих исследований в том, что их результаты позволяют разработать целостную концепцию психофизического развития человека в условиях зрительной недостаточности. А конечная и важнейшая цель всей этой работы - помочь незрячим обрести себя как достойную частицу общества, добиться полной интеграции. А основы всем этим серьезным научным направлениям были заложены замечательным, благородным человеком Валентином Гаюи, который в 1817 г. в 72 года покинул Петербург, увозя лишь орден Владимира 4-й степени, которым при отставке наградил его император, " За ревностное усердие ". Во Франции он прожил еще 5 лет в доме старшего брата Рене Жюста, вместе со своей дочерью, о которой тот многие годы заботился.
19 марта 1822 года Валентин Гаюи скончался.
Заслуги его в воспитании слепых увековечены через полвека памятником, установленным перед Национальным институтом слепых в Париже. В родном городе братьев Гаюи Сен-Жюсте в 1903 году установлен бронзовый памятник: Валентин сидит, ласково привлекая к себе слепого нищего мальчика, а рядом стоит Рене Жюст и держит в руке кристалл исландского шпата и показывает его, как бы объясняя людям тайны строения кристаллов.
Но самым важным памятником Валентину Гаюи является то, что во всем мире были подхвачены его идеи и не потеряли своей значимости до сегодняшнего дня.
Вернуться в начало статьи.
Далее можно посмотреть перечень статей
или вернуться к содержанию сайта.