Основные принципы Конституции:
Основные права:
Основная обязанность:
Соблюдать эти права.
Конституция была принята в декабре 1997 года в
ходе организационно-деятельностной игры под руководством
учителя истории Климова О.О.
Подробней об этом в четвертом номере журнала
"Искусство Желания"
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 4"
Конституция устанавливает основные права и обязанности граждан
общешкольного со-общества.
Гражданами школы № 14 являются: ученики, учителя, социальные педагоги, психологи,
работники из числа обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала, руководители
школы, родители учащихся.
З А К О Н
о правах и обязанностях всех граждан общешкольного сообщества
Глава 1. ПРАВА ВСЕХ ГРАЖДАН
1. Каждый гражданин имеет право действовать по своему усмотрению, беспрепятствен-но
выражать своё мнение, не ущемляя при этом достоинство и свободу других людей
(Кодекс чести и достоинства граждан школы № 14).
2. Каждый гражданин имеет право в случае оскорбления его чести и достоинства
подать соответствующее заявление в Совет школы.
3. Каждый гражданин имеет право своё мнение, требование, протест, идею передать
на рассмотрение в Совет школы, на Общешкольную конференцию, директору школы,
классному наставнику, другим учителям и получить от них помощь, ответ.
4. Каждый гражданин имеет право выдвигать кандидатуры, а также самовыдвигаться
и быть избранным в Совет школы, другие органы самоуправления.
5. Каждый гражданин имеет право участвовать во всех сферах жизни школы, присутст-вовать
на собраниях, советах.
6. Каждый гражданин имеет право предложить проведение культурного мероприятия,
взяв инициативу в свои руки, а также стать инициатором создания любых кружков,
секций, клубов и т.д.
7. Каждый гражданин может ставить перед Советом школы вопрос о пребывании
в шко-ле ученика, учителя, сотрудника, если тот своими действиями постоянно
нарушает Конститу-цию, Устав школы.
8. Каждый гражданин имеет право представлять школу на конкурсах, смотрах,
соревно-ваниях и других мероприятиях в соответствии со своими возможностями
и умениями.
9. Каждый гражданин имеет право участвовать в создании благотворительных фондов
развития школы, а так же вносить личный, в том числе материальный вклад в
укрепление мате-риальной базы школы.
Глава II. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
1. Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию и Устав школы.
2. Каждый гражданин обязан выполнять решения Совета школы, Общешкольной конфе-ренции,
других органов управления школы, действующих на законных основаниях.
3. Каждый гражданин обязан поддерживать в школе чистоту и порядок в соответствии
с положением о дежурстве.
4. Каждый гражданин обязан соблюдать распорядок жизни, установленный в школе
и бережно относиться к общему имуществу.
5. Каждый гражданин обязан соблюдать морально-этические нормы общения, поддер-живать
благоприятный психологический климат в общешкольном сообществе.
З А К О Н
о правах и обязанностях
учащихся, учителей, родителей учащихся школы
Глава 1. ПРАВА УЧАЩИХСЯ
1. Каждый ученик имеет право на образование по программам, соответствующим
его по-требностям и возможностям.
2. Каждый ученик может беспрепятственно:
- проявлять собственную активность в приобретении знаний и умений с использованием
всех возможностей школы, в выражении мнений, касающихся содержания образования
и получении на них объяснений и ответов;
- излагать классному наставнику, директору, учителям свои проблемы и получать
от них помощь, объяснения, ответы на вопросы;
- открыто выражать мнения, касающиеся жизни школы (при этом нельзя унижать
чьё-либо достоинство);
- участвовать во внеклассных и внешкольных занятиях;
- представлять школу в конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях
в соот-ветствии со своими возможностями и умениями.
3. Каждый ученик имеет право на отдых в перерывах между уроками, на канику-
лах.
4. Ученик имеет право на открытую и немедленную оценку его знаний и умений,
полу-чение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими
знаниями и уме-ниями. Поведение в школе и за её пределами оценивается отдельно.
5. Ученик может подать апелляцию в учебную часть или на кафедру в случае,
если счи-тает, что ему поставили незаслуженную оценку за какую-либо работу.
6. Ученик имеет право на дополнительную помощь учителя в приобретении знаний,
ко-гда он не справляется с учебным материалом.
7. Ученик имеет право свободно выбирать предметы, факультативы, спецкурсы,
кружки и т.д. сверх государственного минимума, которые пригодятся в его дальнейшей
учёбе и жизни.
В 10-11 классах ученик имеет право выбирать любой профиль учебного плана.
8. Ученик имеет право не явиться на урок только по болезни и по другим уважительным
причинам при условии предварительной договорённости с учителем или классным
руководите-лем.
9. Ученик имеет право досрочно сдать программу, которую он должен пройти за
учеб-ный год и перейти в следующий класс.
10. Ученик имеет право заменять учителя в дни самоуправления по договорённости
с администрацией.
11. Ученик имеет право беспрепятственно находиться в школе в течение всего
дня до 18.30 часов, не мешая при этом учебному процессу. После 18.30 часов
пребывание в школе возможно только со взрослыми: руководителями кружков, клубов,
секций, учителями, родите-лями и т.д.
12. В случае значительного или непрекращающегося нарушения прав ученика или
воз-никновении конфликта, который не разрешается в стенах школы, учащийся
может обратиться в муниципальный орган управления образования.
13. Ученик имеет право отказаться от учителя, если он оскорбляет ученика или
оказыва-ет на него психологическое давление.
Глава II. ОБЯЗАННОСТИ УЧЕНИКА
1. Ученик обязан строго соблюдать Устав школы и настоящую Конституцию.
2. Ученик обязан пройти курс неполной средней школы.
3. Ученик обязан не пропускать занятия без уважительных причин.
4. Ученик обязан предоставить документ, объясняющий его отсутствие на занятиях.
5. Ученик обязан выполнять все требования учителя по подготовке к уроку.
6. Ученик обязан полностью использовать время, предназначенное для обучения,
при-лежно работать над расширением своих знаний, систематически готовиться
к занятиям в школе, участвовать в выбранных им внеклассных и дополнительных
занятиях.
7. Запрещается куритъ в стенах школы, так как это наносит вред здоровью окружающих.
Глава III. ПРАВА УЧИТЕЛЯ
1. Учитель имеет право вести преподавание, используя любые средства и методы
по сво-ему усмотрению, если они не противоречат Конституции школы, Концепции
и Программе раз-вития школы.
2. Учитель имеет право не допускать на урок, зачёт опоздавших и не принимать
у них зачет; не объяснять тему, которую учащиеся пропустили без уважительной
причины.
3. Учитель имеет право удалить с урока ученика, если тот мешает работе класса
и учи-теля, или унижает достоинство окружающих. В случае, если нарушения принимают
постоян-ный характер, отказаться от ученика (что должно быть утверждено на
Совете школы).
4. Учитель имеет право потребовать от ученика документ, объясняющий его отсутствие
на занятиях.
5. Учитель имеет право перевести ученика к другому учителю по этому же предмету
с согласия всех сторон.
6. Учитель имеет право требовать от ученика выполнения всех заданий, предусмотрен-ных
планом занятий.
7. Учитель имеет право с согласия ученика перевести его на индивидуальный
план обра-зования.
8. Учитель имеет право приглашать в школу для беседы или на урок родителей
учащих-ся.
Глава IV. ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ
1. Учитель обязан осуществлять деятельность в соответствии с программой развития
школы и планами её реализации
2. Учитель обязан выполнять все предписания администрации школы в т.ч. по
вопросам организации учебно-воспитательного процесса.
3. Учитель обязан согласовывать с учебной частью изменения в расписании проведение
зачетов, освобождение учащихся от экзаменов.
4. Учитель обязан обеспечить ученику все условия для полноценной работы в
классе.
5. Учитель обязан сразу после звонка отпускать учащихся, т.к. перемена является
време-нем отдыха.
6. Учитель обязан отпустить ученика с урока по его просьбе с последующим объяснени-ем
причины.
7.Учитель обязан проводить дополнительные занятия и подготовку к экзаменам
в соот-ветствии с условиями о платных услугах.
8. Учитель должен оценивать работу на уроке, ставить отметки за знания, а
не за поведе-ние.
Глава V. ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ
Родители имеют право:
- защищать права и интересы детей;
- выбирать формы образования детей в школе;
- участвовать в деятельности образовательных сообществ всех уровней;
- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса; присутствовать
на лю-бых уроках и занятиях (по согласованию с учителем или администрацией);
- знакомиться с Уставом и другими документами, регламентирующими организацию
об-разовательного процесса;
Глава VI. ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
1. Родители учащихся обязаны:
- обеспечить посещаемость детьми учебных занятий;
- нести ответственность за воспитание детей, получение ими основного общего
образова-ния;
- обеспечивать ребёнка всеми видами ученической формы; школьными принадлежностя-ми;
- проверять дневник, зачётную книжку ученика;
- контролировать выполнение домашних заданий;
- посещать родительские собрания;
- выполнять решения классных и общешкольных родительских комитетов;
- принимать активное участие в жизни школы и класса;
- посещать школу по требованию учителя, администрации;
- оплачивать своевременно образовательные услуги в соответствии с договорами;
- возместить ущерб, нанесённый ребёнком имуществу школы.
З А К О Н
о поощрениях и взысканиях
Глава I. ПООЩРЕНИЯ
На всех уровнях управления приоритет отдаётся поощрениям всех граждан школы.
1. Общешкольное сообщество поощряет учащихся за:
- прилежную учёбу и общественную работу;
- достижения в науках, спорте, творчестве;
- трудолюбие и отвагу;
- значительный вклад в повышение престижа школы в городе, стране.
2. Общешкольное сообщество поощряет учителей за:
- верность школе и её традициям;
- профессиональные достижения в деле образования детей;
- творческую инновационную экспериментальную деятельность;
- внедрение нетрадиционных способов формирования образовательных сообществ;
- значительный вклад в повышение престижа школы в городе, стране;
- значительный вклад в укрепление материально-технической базы школы.
3. Общешкольное сообщество поощряет родителей учащихся за:
- достойное воспитание детей;
- активное участие в жизни класса, школы;
- значительный вклад в повышение престижа семьи, школы, в городе, стране;
- значительный вклад в укрепление материально-технической базы школы.
4. Виды поощрений: Почётная грамота, благодарность, премия,
ценный подарок и
другие виды и способы поощрений определяются Советом школы.
5. Особо отличившиеся учащиеся, учителя, родители получают награды и поощрения, присуждаемые городскими органами управления образования; Администрацией города, Мини-стерства образования.
Глава II. ВЗЫСКАНИЯ
Меры взыскания применяются, в крайнем случае.
1. Взыскания в отношении учащихся за нарушение Конституции, Устава школы,
Кодекса чести и достоинства граждан школы, правил внутреннего распорядка:
- замечание;
- выговор;
- лишение права участвовать во внеклассных мероприятиях; представлять школу
за её пределами;
- исключение из школы.
2. Взыскания в отношении учителей:
- замечания;
- выговор;
- увольнение с работы.
3. Взыскания в отношении родителей:
- обращение с письмом на предприятие, где работает родитель о невыполнении
его воспи-тательных функций;
- наложение штрафа за порчу ребёнком имущества школы.
4. Осуществление взыскания в отношении учащихся может быть отсрочено на вре-
мя испытания (не более чем на полгода), если ученик получит поручительство
классного руко-водителя или школьного самоуправления, родительской общественности,
педагогического со-вета, ученической общественной организации.
5. Ученик, учитель имеет право на снятие взыскания после исправления и рассмотрения
вопроса на Совете школы.
К О Д Е К С
чести и достоинства граждан общешкольного сообщества
1. В школе разрешено все, что не угрожает жизни и здоровью
каждого гражданина, не ущемляет его прав, чести и достоинства.
3. В школе провозглашается неприкосновенность личности, защита её чести и
достоинства. Ни один человек, независимо от возраста, пола и общественного
положения, не должен оставаться безнака-занным, если он нарушает эти положения.
3. Защита достоинства каждого человека - это обязательное условие благополучия
всех.
Глава I. ОСКОРБЛЕНИЕМ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА СЧИТАЕТСЯ:
1. Рукоприкладство - нанесение побоев, избиение.
2. Угроза, запугивание, шантаж, имеющие целью скрыть противозаконное действие.
3. Моральное издевательство:
а) употребление оскорбительных кличек;
б) дискриминация по национальным и социальным признакам;
з) подчеркивание физических недостатков;
г) нецензурная брань;
д) умышленное доведение другого человека до стресса, срыва;
4. Унижение человеком своего собственного достоинства в глазах окружающих
людей:
а) появление в пьяном состоянии в общественном месте;
б) добровольное принятие на себя образа функции раба ("шестерки").
5. Истязание животных.
6. Вымогательство, воровство, порча имущества.
7. Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих честь и достоинство
личности.
Глава П.
1. Защита принципов, изложенных в Кодексе чести и достоинства граждан школы
№ 14, возлага-ется на Совет школы и его органы.
2. В случае нарушения одного из принципов Кодекса чести и достоинства или
положений Кон-ституции любой гражданин может обратиться в Совет школы с письменным
заявлением.
3. Совет школы должен в течение месяца рассмотреть заявление и дать ответ
Вариант №3
КОНСТМТУЦИЯ
средней школы № 4 Предисловие
В
нашей школе разрешено всё
2. Конституция устанавливает основные права граждан школы, условия их
обеспечения и структуру органов управления школой.
3. Цель Конституции - помочь гражданину школьной республики воспитать в себе
свободную личность.
2. Гражданами школьной республики являются ученики школы, учителя и технический
персонал школы.
3. Конституцией провозглашается демократическая форма управления в школьной
республике.
4. Охрана порядка в республике обеспечивается только добровольно гражданами, а
в исключительных случаях за помощью можно обратиться в городской отдел милиции.
5. Устав средней школы № 4 является неотъемлемой составной частью настоящей
Конституции и действует на территории школьной республики без ограничений.
6.Русский, белорусский и английский язык признаются официальными языками школы.
2. Каждый гражданин имеет право за
оскорбление его чести и достоинства подать заявление в сектор защиты ребенка.
3. Каждый гражданин имеет право свое мнение, требование, протест,
идею передать на рассмотрение в Парламент.
4. Каждый гражданин имеет право
выдвигать кандидатуры, а также самовыдвигаться и быть выбранным в любой
школьный орган.
5. Каждый имеет право участвовать во
всех сферах жизни школы, присутствовать на собраниях, советах, педагогических
пленумах.
2. Ученик имеет право отказаться от учителя:
а) в случае психологической
несовместимости;
б) если учитель оскорбляет ученика
(с согласия администрации школы и Парламента).
3. Ученик имеет право досрочно сдать программу, которую он должен пройти за
учебный год, и перейти в следующий
класс (если он вундеркинд).
4. Ученик имеет право заменять учителя в случае его болезни по договоренности с
администрацией (в день самоуправления).
5. Ученик может подать апелляцию
учителям или в сектор защиты прав ребенка в случае, если считает, что ему
поставили незаслуженную оценку за какую-либо работу.
2. Учитель имеет право не пускать на урок опоздавших более чем на 5 минут и не
принимать у них зачет в свое свободное время; не объяснять тему, которую
учащиеся пропустили без уважительных причин.
3. Учитель имеет право перевести ученика к другому учителю по этому же предмету
с согласия всех сторон.
4. Учитель имеет право потребовать от ученика документ, объясняющий его
отсутствие на занятиях.
5. Учитель имеет право требовать от
ученика исполнения всех заданий, предусмотренных планом занятий.
Обязанности ученика
2. Ученик обязан представить документ, объясняющий его отсутствие на занятиях.
3. Ученик обязан выполнять все задания учителя по подготовке к уроку.
4. Ученик обязан выполнять основной закон школьной республики - Конституцию.
5. Ученик обязан вести себя в школе дисциплинированно, быть вежливым со всеми
гражданами школы.
6. Ученик обязан беречь школьное
имущество.
2. Учитель обязан отпустить ученика с урока по его просьбе.
3. Учитель обязан проводить дополнительные занятия и подготовку к экзаменам с
теми, кто регулярно посещал занятия.
4. Учитель обязан обеспечить ученику все условия для полноценной работы в
классе.
5. Учитель обязан оценивать работу на уроке, ставить отметки за знания, а не за
поведение.
6. Учитель обязан согласовать с администрацией проведение зачетов, освобождение
от экзаменов.
7. Учитель обязан преподавать предмет на высоком профессиональном уровне.
2. Каждый гражданин обязан поддерживать в школе чистоту и порядок.
3. Каждый гражданин обязан выполнять решения
Парламента.
4. Каждый гражданин обязан соблюдать распорядок жизни, установленный в школе, и
бережно относиться к общему имуществу.
Примечание:Права и обязанности граждан не должны противоречить Уставу школы.
2. Высшим законодательным органом
республики является общешкольный Парламент.
3. Исполнительным органом являются
сектора и центры правления Парламента.
4. Судебным органом является сектор защиты прав ребенка, который рассматривает
дела о нарушениях прав граждан школы в гласном и открытом заседании суда с
участием сторон и защиты, предложенной обвиняемым, выносит общественные
взыскания либо налагает на обвиняемого денежный штраф.
2. Парламент принимает
Конституцию, законы и поправки к ним, а также поправки к Конституции.
3. Парламент обладает правом вето
на решения секторов и центров правления.
4. Парламент имеет право
освободить любого из членов секторов и центров правления от должности при
наличии к нему претензий и провести
досрочные выборы.
5. По решению секторов и центров правления вместо Парламента может
проводиться референдум - обсуждение по классам.
6. В Парламенте с правом решающего
голоса участвуют ученики школы с 7-го по 11-й класс, педагоги.
7. Парламент правомочен принимать
решения, если после оповещения парламентариев о месте, времени и повестке дня
на заседание приходят не все из них.
8. Решения Парламента принимаются
простым большинством голосов при присутствии не менее 2/3 парламентариев.
9. Парламент избирает
Председателя Парламента из своего состава на неограниченный срок из парламентариев.
10. Если в Парламенте оказывается чётное
число человек, Председатель получает два
голоса.
Для жизнеобеспечения школы, выполнения Конституции, подготовки новых законов
создаются центры и секторы правления:
2) Учебный сектор
3) Сектор порядка
4) Сектор досуга
5) Сектор защиты прав ребенка
6) Шефский центр
7) Спортивный центр
8) Пресс - центр
2. При наличии единственного кандидата
он автоматически признаётся избранным.
3. Все члены секторов и центров
правления избираются на 1 учебный год.
4. Любой из членов секторов и центров
правления имеет право подать в отставку, после чего проводятся досрочные
выборы.
5. Председателем Парламента можно стать, начиная с 9 класса.
Конституция школы устанавливает следующие виды правонарушений, за которые возможно
наказание судом:
2. Угроза, запугивание, шантаж, имеющие целью скрыть свое противозаконное
действие.
3. Моральное издевательство:
а) употребление оскорбительных кличек;
б) дискриминация по национальным и социальным признакам;
в) подчеркивание физических недостатков;
г) нецензурная брань;
д) умышленное доведение другого человека до стресса, срыва.
4. Унижение человеком своего собственного достоинства в глазах окружающих
людей:
а) появление в пьяном состоянии;
б) добровольное принятие на себя образа и функции раба («шестерки»).
5. Истязание животных.
6. Вымогательство, воровство, порча имущества.
7. Распространение заведомо ложных измышлений, задевающих честь и достоинство
личности.
2. Публичное извинение.
3. Передача на поруки с учетом характера и личности поручителя.
4. Предупреждение об исключении из школы.
5. Вызов на КДН (комиссия по делам несовершеннолетних)
6. Возмещение материального ущерба.
7. Ходатайство перед администрацией об увольнении из школы учителя либо
работника школы. Решение Парламента сообщается школьным средствам массовой
информации.
2.Сбором, распределением финансовых средств занимается администрация школы, Попечительский совет и школьный Парламент.
3.Существует общешкольный бюджет и бюджет классов.
4.Бюджет школы используется при общешкольной необходимости.
5.Бюджет классов расходуется ими на свои нужды.